Владимирская школа живописи и объединения АРТ-навис

Статьи 14 декабря, 2019

Автор статьи: искусствовед Марина Зерщикова

Владимирская школа живописи и объединение АРТ-навис. Эта тема для нас, художников объединения Art-Navis, очень важна. Ни одна передача или интервью не обходится без вопроса о том, относим ли мы себя к Владимирской школе живописи. В связи с этим нами были проведены некоторые исследования и сделан ряд выводов. Анализ этого вопроса показал, что художники объединения Art-Navis, являются преемниками традиций мэтров Владимирской школы живописи.  Может возникнуть вопрос, как это возможно, если мы никогда не были их прямыми учениками? Тесных контактов между нами не было, хотя Владимир Яковлевич Юкин поддерживал педагогическую деятельность Вячеслава Геннадьевича Конотопова, а Ким Николаевич Бритов посещал открытия наших выставок. Молодые художники объединения могли вдохновляться их произведениями как во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, так и на персональных или областных выставках.

Ответ на вопрос, как в таком случае мы можем быть преемниками традиций Владимирской школы живописи, можно получить при конкретизации терминов «художественная школа» и «художественная традиция». 

Первый из них подразумевает, прежде всего, преемственность традиций, то есть последовательную передачу знаний, умений и навыков между поколениями. Художественные школы существовали еще в древности. Древнегреческое искусство делилось на «самосскую школу», «афинскую школу» и др. Древнерусская иконопись включала новгородскую, псковскую, московскую и другие школы. Мы можем говорить о школе русского реалистического искусства или о школе французской и итальянской живописи. Их отличие заключалась в том, что художники в разные эпохи отдавали приоритет выполнению разных художественных задач, а объединяют их общие традиции.  В чем же заключаются эти традиции? Они подразумевают под собой работу художников со своими впечатлениями от окружающего мира, их анализ, их переживание, углубление, в результате чего рождались произведения, передающие идеи, тонкие духовные состояния. Им не было необходимости пользоваться схемами, приемами, эффектами, искать свое лицо. Это касается и работ художников Владимирской школы живописи. Они пережили тяжелые годы войны, они ценили жизнь во всех ее проявлениях, ценили свою Родину, они находились под впечатлением от получившего расцвет народного искусства, в совокупности с раскрытыми фресками Успенского собора, поразивших художников своим мягким колоритом и живой трактовкой формы. Они вдохновлялись и сохранившимися архитектурными, еще не реставрированными архитектурными памятниками, которые утверждали значимость их Родины. Они писали то, что их впечатляло, на основе работы с натуры, а потому в их этюдах и картинах проявился яркий национальный характер.

Мы, художники объединения Art-Navis, развиваем те же традиции работы с натуры, со своими впечатлениями, развивая знания о цветовой и тоновой живописи, об академических и творческих задачах. Мы имеем те же художественные корни, что и основатели Владимирской школы живописи, посредством их являемся преемниками традиций. Нас связывает педагогическая деятельность П.П.Чистякова, который поставил на ноги поколение мастеров второй половины XIX в., чьи картины ныне занимают центральные места во всех экспозициях, Сурикова, Поленова, Серова, Репина, Врубеля. Они в свою очередь воспитали художников, которые повлияли на становление живописцев второй половины XX в.

Среди  преподавателей метров Владимирской школы живописи были: Николай Петрович Сычев, профессор и художник, впитавший уроки Репина, Чистякова, Куинджи. Он был некоторое время директором Русского музея в Санкт-Петербурге, способствовал появлению современных экспозиций, стоял у основания Владимирского союза художников, у реставрации Успенского собора. Михаил Семенович Пырин, преподаватель Ивановского художественного училища. Он получил свои знания у С. Коровина, В. Маковского, И. Прянишникова и В. Серова, член «Союза русских художников», представители которого развивали импрессионистические тенденции в своем творчестве. Сергей Михайлович Чесноков (1890-1965), ученик Николая Ивановича Фешина (1881-1955) и Павла Петровича Бенькова (1879- 1949), которые были в свою очередь учениками Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Он был художником и преподавателем. Константин Иванович Мазин (1874-1947), закончивший Петербургскую Академию Художеств в пейзажной мастерской профессора Александра Александровича Киселева (1838—1911). Таким образом, мы видим последовательную цепочку – преподаватель-ученик, видим схожие по выполнению произведения, свидетельствующие о реалистических корнях живописи метров Владимирской школы живописи, о чем К.Н.Бритов неоднократно повторял. Наши корни уходят к педагогической системе П.П.Чистякова в трактовке нашего преподавателя Вячеслава Геннадьевича Конотопова и его учителя Михаила Николаевича Гребенкова, советского реставратора, живописца и преподавателя. Картины художников объединения Art-Navis отличаются от произведений основателей Владимирской школы живописи, так как они передавали свои впечатления от окружающей их действительности, а мы передаем свои. Однако, ставя перед собой те же задачи, передачу выразительности окружающей действительности, своих  ощущений от нее, мы становимся преемниками традиций, которые они сохранили в своем творчестве.

Мы  не стремимся к копированию приемов и технических средств метров Владимирской школы живописи, но вдохновляемся их работами, которые свидетельствуют о силе характера авторов, собственном взгляде на жизнь, энергичности и трудолюбии. Они укореняют в нас желание также смотреть своими глазами, писать то, что впечатляет, стремится к написанию больших по размеру картин, передающих многообразие окружающего нас мира.

Оригинал статьи: http://artnavis.ru/info/avtorskie-stati/vladimirskaya-shkola-zhivopisi-i-obedinenie-art-navis.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.