Владимирская школа живописи — это направление в русском отечественном искусстве XX в., которое базировалось на традициях реалистической живописи ХIХ в. с приоритетом передачи впечатления, личного восприятия действительности. Это роднит ее с произведениями французских импрессионистов и представителей «Союза русских художников».
Мастера разных кругов Владимирской школы живописи получили свои знания, навыки и умения от разных преподавателей и, соответственно, неодинаково развивали их в своем творчестве. Основной состав художников стремился к написанию больших станковых картин и поступательно шел к этой цели. Произведения следующих кругов живописцев характеризуются большей этюдностью или отсутствием целостности художественного наследия.
Истоки творчества основателей Владимирской школы живописи Владимира Яковлевича Юкина и Кима Николаевича Бритова.
Территория Владимирской области была включена издревле в активную творческую жизнь. В Мстере работали потомственные иконописцы (в XIX в. многие из них стали реставраторами), в советское время переквалифицировавшиеся в миниатюристов. Владимир привлекал внимание деятелей искусства сохранившимися древнерусскими архитектурными и живописными памятниками. Именно поэтому К.Н.Бритов писал, что «как эстафета, из поколения к поколению передается эта любовь к родной земле, от дедов и отцов к сыновьям и внукам – лучшие традиции искусства. И если проследить возникновение и развитие всемирно известной теперь Мстерской лаковой миниатюры, то увидим, истоками ее являются лучшие традиции владимирских и суздальских иконописцев. И именно из Мстеры вышел и закалился талант многих современных владимирских живописцев, творчество которых породило такое понятие в изобразительном искусстве, как «владимирский пейзаж». Действительно, многие его представители получали свои навыки в Мстерской промышленной школе.
Кроме того, в 1905 году приехал в Муром выпускник Петербургской Академии художеств, ученик И.Е.Репина, Иван Семенович Куликов (1875-1941), благодаря которому зародились на территории будущей Владимирской области традиции студийной работы и ежегодного проведения выставок.
В.Я.Юкин воспитывался на примере своих родственников. Его дядя Павел Иванович Юкин был воспитанником мстерских иконописцев, одним из ведущих реставраторов Третьяковской галереи. Он участвовал в восстановлении новгородских храмов, способствовал раскрытию древнерусских икон от поздних записей, работал в начале XX в. рука об руку с Игорем Эммануиловичем Грабарем. Поэтому в Мстеру приезжало много деятелей искусств, например, Федор Александрович Модоров (1890—1967), известный советский художник-реалист, которому Юкин позировал и «с гордостью носил его этюдник». В окрестностях любимого города Ф.А.Модоров организовал Дом творчества, куда приезжали на пленэр московские художники. Юкин много времени проводил с ними в детстве. Вероятно, что сюда приезжали ведущие художники-реалисты первой половины и середины XX в., оказавшие первоначальное влияние на будущего художника. Несмотря на это, родители Юкина не одобряли его увлечение искусством, но поддержал молодого человека дядя Павел Иванович, направив учиться в Мстерскую школу.
Бритов, вернувшийся с войны, был впечатлен выставками, проводившимися на владимирской земле. Он вспоминал экспозицию, где его внимание привлекли работы Николая Петровича Сычева, Константина Ивановича Мазина, Вячеслава Алексеевича Фильберта. Двое из них впоследствии станут его учителями и наставниками, а третий – коллегой. Уважение молодого живописца к этим художникам показывает то, что в его мастерской до сих пор хранятся этюды К.И.Мазина и В.А.Фильберта. У Бритова первым преподавателем в Коврове был Сергей Михайлович Чесноков (1890-1965), ученик Николая Ивановича Фешина (1881-1955) и Павла Петровича Бенькова (1879-1949), которые были в свою очередь учениками Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Чесноков вел активную пленэрную работу со своим другом Василием Леонидовичем Зевакиным, собственным примером они вдохновляли своих учеников на творческую деятельность. К сожалению, сохранилось очень мало исполненных ими работ, но можно с уверенностью утверждать, что они оба были художниками-реалистами.
У Юкина и Бритова был общий преподаватель в Мстерской художественной школе — Константин Иванович Мазин (1874-1947), учившийся в Петербургской Академии Художеств в пейзажной мастерской профессора Александра Александровича Киселева (1838—1911).
У Юкина, кроме того, в Ивановском училище преподавателем был Михаил Семенович Пырин (1874—1943), ученик художников-передвижников Сергея Алексеевича Коровина (1858-1908), Владимира Егоровича Маковского (1846-1920), Иллариона Михайловича Прянишникова (1840-1894). Но главным преподавателем М.С.Пырина был Валентин Александрович Серов (1865-1911).
Выше перечисленный список преподавателей обнажает реалистические истоки творчества основателей Владимирской школы живописи.
Большую роль для становления навыков Юкина и Бритова сыграла деятельность профессора Николая Петровича Сычева, который преподавал в студии повышения квалификации художников и при Доме народного творчества тракторного завода. Он учился в Университете в Санкт-Петербурге, получал навыки, посещая различные мастерские, в том числе и И.Е.Репина, о чем сохранились его воспоминания. Некоторое время Сычев был директором Русского музея, но на протяжении всего жизненного пути оставался художником, неоднократно выставляющимся, например, в художественном объединении «16-ти художников» в Ленинграде. Он вложил огромный труд в создание и формирование экспозиции Русского музея, способствовал раскрытию фресок новгородских соборов, участвовал в реставрации армянских церквей. Его кругозор был очень широк благодаря возможности работать заграницей и сравнить образцы древнерусского и византийского искусства, увидеть произведения средних веков как целостное явление, не разделяя культуру Запада и России. Свою научную работу он всегда совмещал с изобразительной деятельностью. На листах его путевых заметок всегда присутствовали зарисовки, так же, как и в его письмах. Изучая зарубежные фрески, он делал с них копии, тем самым более глубоко воспринимая принципы их написания. Значение этого человека для своего времени было велико, однако, репрессированный, он вынужден был прервать свою деятельность. Трудами его сподвижников, среди которых был художник и реставратор И.Э.Грабарь, Сычев был переведен во Владимир. Здесь он регулярно пишет небольшие этюды или картины, участвует активно в творческой жизни города и его области.
Как мы видим, основатели Владимирской школы живописи получили схожее художественное образование и имели общих преподавателей – мастеров, сохранивших традиции русской реалистической живописи второй половины XIX века. Строгого академического образования они не получили, над станковой сюжетной картиной в процессе обучения не работали, но получили богатый опыт натурной работы под руководством Н.П.Сычева, К.И.Мазина, С.М.Чеснокова, учеников живописцев рубежа XIX – XX вв. Благодаря им в произведениях Юкина и Бритова сказались традиции «Союза русских художников», заключающиеся в обращении в большей степени к пленэрной работе, к передаче ярких цветовых отношений и национальной тематике.
Творчество основателей Владимирской школы живописи прошло три этапа развития, которые привели к появлению ярких, мажорных произведений искусства. На протяжении всей жизни они не останавливались в развитии, но конкретизировали свои навыки, умения, знания. Их живопись обладает выразительностью, живостью, светоносностью. Художники не только восприняли традиции предыдущего поколения, но и продолжали совершенствовать их на протяжении всей жизни через призму своего опыта.
Об этом говорят нам и цитаты художников.
«Я пришел с фронта каким-то другим человеком, – вспоминает Юкин. – Мне понадобилось время для того, чтобы побыть наедине с природой, слиться с землей, где родился. И понемногу начало возвращаться ко мне в душу то чудо, которое нас окружает». Бритов говорил об этом немного по-другому: «Почему я пишу так, а не иначе? Почему яркость, почему декоративность? Не потому, что взял, да и выдумал все это, чтобы выделится. Это все дала мне судьба. Вернулся с фронта, тяжелая жизнь, а душа просит праздника, она ликует, ведь победили, выжили! Это главное – благоговение, восторг перед миром, перед сущим».
Для полноты передачи впечатления от окружающего мира основатели Владимирской школы живописи базируются на натурной работе. В книге «Ким Бритов» О.Ермолаева-Вдовенко использует слова мастера: «Без природы я не делаю ни одного мазка». Эта фраза приводилась в контексте того, что в мастерской художник не поправлял этюды по памяти. Собирая большой объем подготовительного материала, он начинал писать картину, и сравнивал «один весенний день работы на пленэре с месяцем работы в мастерской». В этом процессе природа для художников является наставницей. В их произведениях нашли отражение и современные им тенденции. Так, в начале 1960-х гг. появились эксперименты в области технологии, что сделало их живопись более пастозной. Юкин и Бритов, не смотря на изучение творчества Ван Гога, Матисса, Модильяни и других зарубежных художников, не стремились перенимать их художественные решения, но учились у них смелости в передаче собственного взгляда на действительность.
Юкина и Бритова правомерно причислять к основателям художественной школы, получившей название – Владимирской, благодаря их активной, плодотворной работе и индивидуальным характеристикам их творчества в системе реалистического художественного метода.
Термин «Владимирская школа живописи»
Термин «Владимирская школа живописи», обозначающий яркое явление отечественного искусства, можно использовать по отношению к конкретным художникам, работавшим во второй половине XX в. Они сохранили в своем творчестве традиции древнерусской иконописи XII-XV вв., импрессионистические и постимпрессионистические тенденции, черты народного творчества. Но, главное, Владимирская школа живописи имела реалистическую основу, переданную мастерами второй половины XIXв. Ее основные представители не только впитали в себя наследие прошлых эпох, но и углубили понимание «цветовой живописи». Они продемонстрировали то, что ее можно соединить с написанием станковых тематических картин, показав перспективу развития не только русского, но и зарубежного искусства. Их достижения более наглядно побуждают к выявлению разницы между существующими методами написания произведений: натуралистичным, тоновым и цветовым.
В первом случае художники делают акцент на фотографическую детализацию с целью создания эффекта иллюзорности. В истории сохранились прекрасные образцы подобных произведений: натюрморты Федора Петровича Толстого или Йоханнеса Леманса (1633-1688), которые даже получили название «обманок». Их целью было точнейшим образом воспроизвести предмет, чтобы удивить зрителя. Подобные тенденции существовали и в античные времена, о чем свидетельствует легенда, повествующая о споре двух выдающихся художников Зевксиса и Паррасия. Один из них так воспроизвел виноградную гроздь, что птицы слетелись ее клевать. Паррасий обманул своего конкурента, нарисовав покрывало так, что тот попросил сдернуть его. Эта легенда раскрывает принцип натуралистичной живописи, как обманки. С развитием технических достижений ее стали называть фотографичной.
Другие цели и задачи преследуют художники, развивающие принципы тоновой живописи. Главным в их творчестве становится передача своих идей, чувств, мыслей. Яркими примерами являются картины художников-передвижников или мастеров Барбизонской школы. В их станковых картинах, прежде всего, ставились художественные задачи на передачу пространства, воздушной среды и светотеневой трактовки формы. Целью становилось соподчинить их идее произведения так, чтобы ничего лишнего не было в картине. Именно поэтому, в подобного рода произведениях, кажется, что теряется высокий уровень детализации, свойственный натуралистичным произведениям, но появляется живость и естественность изображения.
Мэтры Владимирской школы живописи воплотили в своих картинах цветовой метод воспроизведения действительности, основанный на эмоциональном отношении к окружающему миру. Он базируется на передаче впечатления от увиденного. Его применяла в XIX в. группа французских художников, получивших название импрессионистов. В истории XX века сохранились имена и произведения русской плеяды пейзажистов, совершенствующих выразительность и насыщенность колористической составляющей картины: П.И.Петровичев, С.А.Виноградов, Л.В.Туржанский, И.Э.Грабарь, В.Ф.Стожаров, В.К.Беляницкий-Бируля, братья А.П. и С.П.Ткачевы и др. Это говорит о том, что представители Владимирской школы живописи шли не в одиночку к своей цели. Продолжая развивать направление импрессионизма, русские художники на базе своей культурной составляющей пришли к созданию истинно национальных произведений.
Владимирская школа живописи существовала по времени столько, сколько она развивала эти принципы. Ее основатели Владимир Яковлевич Юкин и Ким Николаевич Бритов получили навыки от поколения художников, сохранивших в своем творчестве принципы и методы реалистической живописи второй половины XIX века, а также импрессионистических тенденций, в интерпретации «Союза русских художников». Среди них Н.П.Сычев, С.М.Чесноков, К.И.Мазин и др.
Юкин и Бритов на протяжении всей жизни работали над созданием станковых картин на национальную тематику, ориентируясь на пленэрную работу. Именно поэтому в их творчестве большое место занимает написание этюдов с натуры. Они опираются на передачу личного впечатления от окружающей действительности. Однако, свои произведения большого формата они писали на основе этюдов, а потому в них появляются черты обобщенности и небольшого количества деталей.
Исследование цитат и творчества художников свидетельствуют о силе воли, определенной гражданской и художественной позиции, а потому они не угождали и не поддавались модным влияниям. Благодаря этому эволюция их произведений прошла три этапа, которые привели к расцвету художественных навыков, претворившихся в выразительных образцах искусства.
Их живопись характеризуется красочностью, воздушностью, светоносностью, а потому оптимистичностью. Картины основателей Владимирской школы выглядят наполненными жизнью, энергией, человеческими эмоциями. Не отрицая задач передачи глубины, пространства и светотеневой трактовки формы, они пришли к написанию по-настоящему национальных произведений искусства.
Исследование творчества мастеров, сплотившихся вокруг Бритова и Юкина, приводит к выводу о существовании нескольких кругов художников, в разной степени удаленных от основателей Владимирской школы живописи. В их творчестве с меньшей силой отразились реалистические тенденции, и стремление к применению цветового метода работы над картинами, несмотря на то, что они писали совместно на пленэре или в одних и тех же мастерских, а затем обсуждали достигнутые результаты. Их жизненный и творческий путь в меньшей степени исследованы, а потому еще требуется конкретизация в определении состава различных кругов этого явления в отечественном искусстве.
Интересно творчество авторов, предположительно, первого круга: Николая Алексеевича Мокрова, Валерия Григорьевича Кокурина, Николая Николаевича Модорова, Валерия Сергеевича Егорова и Михаила Константиновича Лёвина и др. Их художественное образование отличалось от характера полученных знаний, умений и навыков основателей Владимирской школы живописи, которые стали для них наставниками или преподавателями, а поэтому и понимание цветового метода их ведения было не столь глубоким, что привело в поздний период творческого пути к применению условного колорита. Его можно назвать в данном случае гаммой, как термином, обозначающим аналитический подбор гармоничного сочетания красок.
В итоге, в конце жизни мастера первого круга Владимирской школы пришли к схожим чертам художественного языка, тогда как ее основатели обрели свой индивидуальный. Творчество Кокурина выходит из этой общей логики эволюции, в связи с чем, его зачастую причисляют к основателям. Он сохранил в своем творчестве яркость, оптимистичность и национальный характер полотен, несмотря на условные цветовые сочетания.
Можно выделить еще один круг художников, который придает условность применению самого термина «Владимирская школа живописи». Творческий путь этих мастеров значительно отличается от эволюции произведений основателей этого художественного явления. Из них было частично исследовано наследие Владислава Акимовича Потехина, Адольфа Николаевича Гаранина, Юрия Ивановича Жарова, Льва Яковлевича Елисеева, Альфреда Михайловича Смирнова, Виктора Ивановича Смирнова, Виктора Николаевича Титова, Александра Ивановича Лукина, Юрия Федоровича Лобачева, Александра Евдокимовича Харченко.
Известно, что они в разной степени общались с ядром художников Владимирской школы живописи. В творчестве многих из них уже к 1970-ым годам появилась цветовая условность, отказ от насыщенных, выразительных колористических отношений и работы на основе впечатления. В их картинах отразились различные влияния, включая и живопись андеграунда.
Юкин и Бритов до последнего вздоха сохраняли и развивали традиции, полученные от преподавателей, тогда как первый круг художников – до 1980-90-ых, а второй – до 1970-80-ых гг. Становится видно, что постепенно исчезает явление «школы», как неформального объединения мастеров, передающих от поколения к поколению определенные методы, навыки, принципы и традиции. Основатели Владимирской школы живописи, не занимаясь активно педагогической деятельностью, продолжали влиять на художественную жизнь области своим авторитетом. Многие из художников, шедшие с ними в начале пути, отклонились.
В этом случае, конечно, говорить о существовании следующих поколений или кругов мастеров Владимирской школы живописи не приходится, термин применим только к ее развитию во второй половине XX века.
Дальнейшее исследование этого художественного явления представляет большое значение для развития русского искусства и требует издания серьезного искусствоведческого труда, так как оно показывает, что реалистическое искусство не прекращает свое развитие. В разные эпохи оно преобразуется, изменяя свои характерные черты. Владимирская школа живописи сохранила принципы цветовой живописи, основанной на передаче своих впечатлений от действительности, написания больших станковых картин на основе этого. Творческие достижения ее представителей показывают, в каком направлении художники могут двигаться в дальнейшем, совершенствуя наследие предыдущих поколений.
История Владимирской школы живописи отражает идеологические ошибки и преимущества во взятом направлении советской власти в области изобразительного искусства, наталкивает на исследование различных методов создания картины и их восприятия обществом.
Кроме того, явление Владимирской школы живописи в отечественном искусстве расширяет представление о национальном своеобразии и «творческих общностях» в русском искусстве, а в купе с наследием других художников-реалистов, развивающих импрессионистические тенденции, в XX в. побуждает переосмыслить «роль российского искусства в мировом процессе художественного развития»